Стратегический менеджмент

1. Стратегическое управление предприятием:основное содержание, этапы выработки стратегии


Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

  • Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  • Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  • Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Стратегический менеджмент - это одна из функций управления, которая распространяется на долгосрочные цели и действия компании.

Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Содержанием стратегического менеджмента являются:

  • Анализ внутренней и внешней среды;
  • Определение миссии и цели организации;
  • Анализ и выбор стратегии;
  • Оценка выбранной стратегии;
  • Выполнение стратегии;
  • Оценка и контроль выполнения стратегии.

Разработка стратегии развития предприятия - процедура разработки желаемого состояния организации: миссии, целей и конкретных мероприятий по использованию сильных (слабых) сторон для достижения возможностей (нивелирования угроз).

Цель разработки стратегии - повышение управляемости бизнеса за счет вовлечения и обучения персонала в принятие управленческих решений.

В ходе разработки стратегии определяются:

  • важность сильных и слабых сторон в деятельности предприятия;
  • вероятность достижения и привлекательность возможностей и угроз;
  • причинно-следственные связи между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами
  • карта решений сильные стороны/возможности, слабые стороны/возможности, сильные стороны/угрозы, слабые стороны/угрозы.
  • стратегические, среднесрочные и оперативные цели развития компании
  • показатели, характеризующие цели различных периодов;
  • последовательность и трудоемкость выполнения решений, ответственные исполнители.

Технология разработки стратегии развития компании

Предварительный этап - необходимо создать приказом по предприятию рабочую группу и презентовать каким образом будет проводиться разработка стратегии.

  1. этап разработки стратегии Определение сильных, слабых сторон внутренней системы предприятия
  2. этап разработки стратегии Определение возможностей и угроз в развитии бизнеса со стороны внешней среды предприятия
  3. этап разработки стратегии Экспертная оценка сильных/слабых сторон, возможностей и угроз
  4. этап разработка миссии организации
  5. этапразработка стратегической концепции развития
  6. этап разработка целей организации
  7. этап разработка стратегии
  8. этап анализ принятой стратегии