Инновационный менеджмент

1. Основные понятия инновационной деятельности. Организационные формы инновационного предпринимательства. Недостатки и преимущества каждого.

Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках. Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью. 

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Обобщающее определение инновации это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

Инновационная продукция - результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция).

Прочая инновационная продукция является результатом внедрения процессных инноваций. Она включает продукцию, изготовленную на базе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или предприятий и распространяемых путем технологического обмена (беспатентные лицензии, ноу-хау, инжиниринг).

Инвестиции – долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие с целью получения прибыли;

Инжиниринг – одна из форм международных коммерческих связей в сфере науки и техники, основное направление которой  - предоставление услуг по доведению НИР и ОКР до стадии производства;

НИР – научно-исследовательская работа;

ОКР – опытно-конструкторская работа;

НИОКР – научно-исследовательская и опытно-конструкторская работа;

Коммерциализация – процесс выведения новшества на рынок;

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до товара (конкретного продукта, технологии или услуги). Превращение идеи в товар проходит этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Или упрощенная схема: наука-техника-производство-потребление.

Под инновационным предпринимательством понимают особый вид коммерческой деятельности, имеющий целью получение прибыли путем создания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства.

В отличие от классического предпринимательства инновационное основывается на поиске новых путей развития действующего предприятия (новой продукции, технологии, рынков, материалов, форм управления) или на создании нового, инновационно ориентированного предприятия.

Инн. предпринимательство осуществляется в двух принципиально различных организационных формах:

  • в форме индивидуального предпринимательства (ИДП), без создания предприятия как самостоятельного юридического лица;
  • путем создания самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица с правом осуществления всей хозяйственной деятельности от его имени.

В первом случае предприниматель, являясь основой инновационной  деятельности как физическое лицо, несет полную персональную имущественную ответственность за результаты осуществляемого бизнеса.

Во втором случае имущественная ответственность за ведение инновационной предпринимательской деятельности переносится на создаваемое новое юридическое лицо.

Участники малого инновационного предприятия (МИП) солидарно несут ответственность за результаты деятельности в зависимости от его организационно-правовой формы и степени своего личного участия.

Каждая из двух форм малого инновационного предпринимательства имеет свои достоинства и недостатки.

Основные преимущества и недостатки индивидуального инновационного предпринимательства

Преимущества

Недостатки

  1. Упрощенная процедура государственной регистрации при открытии и ликвидации
  2. Простота открытия банковского счета
  3. Упрощенная схема и более низкие ставки налоговых платежей
  4. Упрощенный состав социальных платежей
  5. Упрощенный менеджмент и снижение затрат на его осуществление
  6. Упрощенная отчетность
  7. Высокая степень мотивации труда и хозяйственной самостоятельности
  • Необходимость совмещения финансово-хозяйственной , инновационной и управленческой деятельности
  • Сложность получения кредитов под индивидуальную деятельность
  • Сложность получения государственного и других видов внешнего финансирования
  • Трудность завоевания доверия клиента при реализации инновационной продукции и услуг
  • Полная личная ответственность по обязательствам
 

Преимущества и недостатки самостоятельного предприятия как отдельного юридического лица отображаются зеркально, то есть то, что является недостатком ИДП, является преимуществом МИП.