5. Принципы организации производственного процесса

Принципы рационализации процессов должны охватывать весь довольно сложный комплекс производственных и управленческих, правовых, экономических, информационных, мотивационных и психологических аспектов организации производства. В связи с этим, расширим перечень принципов рационализации процессов, придадим ему комплексность. Для наглядности принципы представим в виде таблицы.

Таблица: Принципы рационализации производственных процессов

Наименование принципа

Сущность

принципа

 

Результативность принципа

1

2

3

1. Обеспечение параллельности процессов

Параллельность процесса характеризуется степенью совмещения операций во времени. Чем больше совмещений, тем сложнее организация процесса, но короче его длительность.

 

Обеспечение параллельности процессов позволяет сокра­щать длительность производственных и управленческих цик­лов во времени. Наиболее распространенным видом сочетания операций является параллельно-последовательное.

2. Обеспечение ритмичности про­цессов

 

 

Ритмичность характеризуется равномерностью чередования одних и тех же операций во вре­мени, комплекса работ в задан­ный календарный период и т. п.

 

Обеспечение ритмичности про­цессов позволяет равномерно загружать рабочие места во времени, лучше координиро­вать их взаимодействие в про­странстве и времени, снижать брак в работе, повышать ее качество

 

3. Обеспечение

непрерывности

процессов

Непрерывность процесса характеризуется степенью опти­мальности плановых переры­вов и отсутствием внеплановых перерывов

Обеспечение непрерывности процессов позволяет сокра­щать длительность производственных и управленческих цик­лов времени

4. Обеспечение пропорциональнос­ти процессов

 

Процесс пропорционален, ког­да отдельные его компоненты находятся в определенном количественном соотношении.

Обеспечение пропорционально­сти процессов позволяет эф­фективно использовать ресур­сы за счет полной загрузки про­изводственных мощностей и трудовых ресурсов, технических средств и информации.

6. Обеспечение вос­приимчивости про­цессов управления

 

Восприимчивость системы управ­ления - это ее способность воспринимать внешние и внутренние воздействия на объект управле­ния

 

Восприимчивость управления позволяет увеличивать число управляемых параметров и по­вышать степень определенно­сти системы. При этом следует отличать целенаправленные воз­действия от случайных

7. Обеспечение адап­тивности производ­ственных и управ­ленческих процес­сов

Приспособление компонентов производственных и управленческих процессов к изменениям параметров внешнего окружения или внутренней структу­ры организации

 

Позволяет быстро осуществить переналадку производственных и управленческих процессов под новые требования потреби­телей на выходе системы или ее подсистемы (отдела, цеха и т. п.)

8. Совершенствова­ние системы менед­жмента организации

 

 

Система менеджмента органи­зации — система достижения конкурентоспособности управляемых объектов, состоящая из внешнего окружения и внутрен­ней структуры (подсистемы на­учного сопровождения, целе­вой, обеспечивающей, управ­ляемой и управляющей подси­стем).

 

Совершенствование системы менеджмента организации с применением рассмотренных ранее системного, воспроизвод­ственно-эволюционного и дру­гих подходов позволит повы­сить качество и эффективность системы управления за счет сни­жения неопределенности, повы­шения организованности и дру­гих факторов. В системном под­ходе первичным является внеш­нее окружение системы, а ее внутренняя структура — вторич­ным

9. Применение науч­ных подходов к про­цессам

 

К научным подходам относят­ся системный, структурный, маркетинговый, воспроизвод­ственно-эволюционный, функ­циональный, нормативный, комплексный, интеграционный, динамический, процессный, оптимизационный, директив­ный, поведенческий, ситуаци­онный и др.

Применение научных подходов к разработке и реализации управ­ленческих решений в области организации производства по­зволит повысить организован­ность и эффективность произ­водственных и управленческих процессов, экономно использо­вать ресурсы и повысить качество выпускаемой продукции

10. Подбор команды профессионалов

Команда, в которой каждый знает свое дело, знает почему и как его выполнять, что оно дает коллективу и лично ему

Позволяет повысить организо­ванность, надежность и эффек­тивность функционирования организации

11. Обеспечение инновационного  характера развития орга­низации

 

Развитие на основе разработ­ки новшеств (патентов, ноу-хау и т. д.) и их внедрения {т. е. инновации) ради улучшения дея­тельности в любой сфере, полу­чения технического, экономического, социального эффекта и др. Процессы по инновациям должны быть приоритетными

Наряду с предыдущими прин­ципами соблюдение данного принципа ведет к переходу организации из разряда отста­ющих в разряд конкурентоспособных. В промышленно развитых странах на долю научно-технического прогресса прихо­дится 85—95% прироста вало­вого внутреннего продукта

13. Ориентация про­цессов на качество

 

Качество любых объектов (то­варов, работ, услуг, документов, процессов и т. д.) являет­ся приоритетным фактором конкурентного преимущества организации

 

Позволяет повысить конкурентоспособность управляемых объектов (на первом уровне де­рева конкурентоспособности находятся качество объекта, его цена, затраты в сфере потреб­ления и качество сервиса в со­отношении 4:3:2:1

12. Рациональное сочетание методов управления персо­налом

В зависимости от степени сво­боды объекта управления мето­ды следует подразделять на три вида: принуждения, побуждения и убеждения

Правильный выбор соотноше­ния применяемых методов уп­равления позволяет оптимизи­ровать управленческие про­цессы.

13. Персонификация управления и стиму­лирование резуль­татов труда

 

Установление системы управле­ния, в которой: каждый работ­ник знает свою сферу деятель­ности; документирован круг его обязанностей; у него один начальник; труд достаточно мо­тивирован;

Повысить обоснованность сис­темы поощрения и наказания, в зависимости от качества труда каждого работника в целях по­вышения эффективности про­изводства

14. Обеспечение ин­формативности процессов управления

Информативность процесса управления характеризует до­статочность качественной информации для нормального про­текания управленческих процес­сов

Информация как "кровь" систе­мы позволяет питать управле­ние, устанавливать различные закономерности, принимать и реализовывать качественные управленческие решения

15. Автоматизация процессов

 

Протекание процессов без пря­мого участия человека.

Автоматизация позволяет зна­чительно увеличить число уп­равляемых параметров, повы­сить качество управления, сни­зить его трудоемкость

16. Обеспечение оперативности управления

Оперативность управления — это способность субъекта или объекта управления вовремя и быстро реагировать на целе­направленные или случайные воздействия

Оперативность управления по­зволяет обеспечить адаптив­ность и восприимчивость про­цессов управления к внешним возмущениям

17. Регламентация процессов

Установление правил, методов, процедур, технологий, регла­ментов управления какими-либо процессами

Регламентация процессов по­зволяет обеспечить их целенап­равленность, обоснованность, перспективность, эффектив­ность (при соответствующих затратах на регламентацию)

 Пропорциональность — принцип, выполнение которого обеспе­чивает равную пропускную способность разных рабочих мест одно­го процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест инфор­мацией, материальными ресурсами, кадрами и т. д.

Принцип пропорциональности следует помнить при решении любых вопросов, так как "скорость эскадры определяется скорос­тью самого тихоходного судна". Пропорциональность определяется по формуле:

Кпр = Мmin / Мmax

где:
Мmin — минимальная пропускная способность, или параметр рабочего места в технологической цепи (например, мощность, разряд работ, объем и качество информации и т.п.);

Мmax — максимальная пропускная способность.

Непрерывность — принцип рациональной организации процес­сов, определяемый отношением рабочего времени к общей про­должительности процесса:

Кнепр = Траб / Тц

где:
Т раб - продолжительность рабочего времени;
Т ц — общая про­должительность процесса, включающая простои или пролеживание предмета труда между рабочими местами, на рабочих местах и т. п.

Параллельность — принцип рациональной организации процес­сов, характеризующий степень совмещения операций во времени. Виды сочетаний операций: последовательное, параллельное и па­раллельно-последовательное.

Коэффициент параллельности рекомендуется определять по фор­муле:

К = Т пар ц / Т посл ц

Ритмичность — принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени. Ко­эффициент ритмичности рекомендуется определять по формуле:

где V i ф — фактический объем выполненной работы за анализируе­мый период (декада, месяц, квартал) в пределах плана (сверх плана не учитывается); Viп — плановый объем работ.