8. Бюджетно-налоговая политика

Согласно теории Дж .М.Кейнса, соответствие совокупного спроса совокупному предложению может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов экономических ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса). Приближение развития экономики к условиям полной занятости ресурсов может быть достигнуто с помощью специальных мер государственного регулирования, важнейшим направлением которого является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

Инструментом проведения этой политики является государственный бюджет: посредством налоговой политики формируется его доходная часть, а посредством политики государственных расходов расходная.

Бюджетно-налоговая политика бывает стимулирующая и ограничительная (сдерживающая).

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. Как следует из теории Кейнса, рост государственных расходов стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, а снижение налогов приводит к увеличению их предложения со стороны товаропроизводителей. В совокупности эти меры вызывают рост ВНП.

Ограничительная бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью сдерживание инфляционного роста ВНП и предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

Бюджетно-налоговая политика проводится правительством страны при участии органов законодательной власти, которые утверждают бюджеты различных уровней на предстоящий год.

Бюджетная система страны включает в себя 3 уровня:

Первый уровень  составляют федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.
Второй уровень  включает в себя бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.
Наконец,  третий уровень бюджетной системы составляют местные бюджеты.

Внебюджетные фонды -это государственные социальные фонды, наполнение которых производится посредством сбора Единого социального налога. В настоящее время в России действуют 3 внебюджетных фонда Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные) ФОМС.

Доходы бюджетов всех уровней делятся на налоговые и неналоговые. При этом налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений от 80 до 95% доходов бюджета в разных странах и разные годы.

Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней).

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

К неналоговым доходам бюджета относятся:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности,
•  доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
•  доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
• средства, получаемые в виде штрафов, конфискаций, компенсаций, а также в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям;
•  доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, кроме бюджетных кредитов, а также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

Положительная разница между доходами и расходами образует профицит бюджета.

Первичный дефицит (профицит) бюджета это разница между непроцентными расходами бюджета и его доходами. К непроцентным расходам бюджета относятся все расходы, кроме выплат по обслуживанию государственного долга (процентных расходов).

Под обслуживанием государственного долга понимается сумма выплат процентов по нему, а также частичное погашение основной суммы долга.

Внешний долг составляют долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями, выраженные в иностранной валюте. Внутренний долг это долговые обязательства перед теми же лицами, но выраженные в рублях.