1. Общие положения коммуникационного менеджмента.

Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Коммуникация — это более широкое понятие. Это — социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и других).

Сравнение общения и коммуникации 

  Общение Информационная коммуникация
Общее Обмен информацией 
Различие Получатель информации — человек Получатель информации — человек, животное, машина
Взаимодействие при активном участии каждого субъекта  Однонаправленные потоки информации при отсутствии или формальном характере обратной связи
Усиление общности участников  Участники остаются обособленными

Изначально появилась устная речь, т. е. можно сказать, что сначала была вербальная (устная) коммуникация. Невербальные средства коммуникации являются производными от вербальных и часто служат целям универсализации и сокращения объема передаваемой информации без утраты содержания. Невербальные средства (рис. 1) включают в себя две подгруппы:

Первичные языки — жесты, пантомима, мимика. 

Вторичные языки — азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования, жестовые языки глухонемых. 

В истории имели место три крупных этапа или коммуникационные революции:

1) изобретение письменности,

2) изготовление печатного станка,

3) введение электронных масс-медиа.

К формам коммуникации относятся устная, письменная и электронная коммуникации. К устной речи относится осознанная речь и ее визуальное сопровождение (невербальная коммуникация).

Некоторые ученые полагают, что тот, кто получает информацию, учитывает только 30 % вербальной информации (что говорят) и 70 % невербальной (как говорят). При этом восприятие невербальной коммуникации носит чисто субъективный характер и слушающий может неправильно расшифровать ее. Считыванию невербальной информации — следует учиться целенаправленно. Но и тогда нельзя забывать, что невербальная коммуникация — не точная наука. Иногда для того или иного поведения у собеседника может быть другая, неочевидная причина.