4. Коммуникационный менеджмент и внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации — это система уровней управления и сфер контроля, координирующих отношения между людьми для осуществления общих целей и задач функционирования и продвижения организации. Внутренняя среда включает в себя: персонал, административный орган, управленческую систему, этические кодексы, документы, материально-техническую базу, механизм обеспечения обратной связи.

Вертикальные и горизонтальные коммуникации, складывающиеся во внутренней среде организации, называют корпоративными коммуникациями.

Вертикальные коммуникации — это движение информационных потоков и обеспечение коммуникационных связей от администрации к подчиненным и наоборот. Обеспечивают стабильное функционирование организации, формирование нравственнопсихологического климата в организации. Информация может передаваться:

 1) по нисходящей, т. е. с высших уровней на низшие. Таким путем подчиненным уровням управления сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т. п.

2) по восходящей, снизу-вверх, выполняя функцию оповещения верха о том, что делается на низших уровнях. Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты исправления положения дел.

Видами коммуникации сверху вниз являются приказы, распоряжения, информация о принятых управленческих решениях, обязательных для всех структурных подразделений, информация об управленческих решениях, касающихся всех членов организации. Эти информационные сообщения должны быть: регулярными, своевременными, выполненными в тактичной форме, преподнесенными во все структурные подразделения в той форме, которая требуется для адекватного понимания ее содержания и восприятия этого информационного сообщения адекватно. 

Видами коммуникации снизу-вверх являются: заявления, прошения, ходатайства, информационные письма, запросы, служебные, докладные и объяснительные записки.

Организации состоят из формальных и неформальных групп. Соответственно и коммуникации внутри организации могут быть формальными и неформальными. Канал неформальных коммуникаций называют каналом распространения слухов.

В управлении организацией используются различные методы. Коммуникативное воздействие в широком смысле — воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными речевыми средствами, иными словами — с помощью сообщений на естественном языке. 

Обычно выделяют пять типов воздействия:

1. Доказывание. Доказывать — это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание — это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека, оно хорошо действует на человека с логическим мышлением. 

2. Убеждение. Убеждать — это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и эмоция, эмоциональное давление. Фактически собеседнику навязывается точка зрения. 

3. Уговаривание. Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять другую. Уговаривание всегда осуществляется очень эмоционально, интенсивно, использует личные мотивы и основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения. Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить или не выполнить просьбу. 

4. Внушение. Внушать — это побуждать собеседника поверить без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто — на авторитете собеседника. 

5. Принуждение. Принудить — значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах (например угрозы увольнения сотрудника).

Помимо речевых, существуют и другие способы воздействия, например:

Заражение — бессознательная невольная приверженность человека определенным психическим состояниям (например, трудовой энтузиазм).

Подражание — воспроизведение человеком черт и образцов поведения авторитетного, значимого лица.