6. Типы коммуникаций. Разновидности коммуникационных систем и процессов

В практике управления используются различные виды, типы и формы коммуникаций.

Виды коммуникаций:

– внешние и внутренние;

– одноканальные и многоканальные;

– устойчивые и неустойчивые;

– формальные и неформальные;

– ситуационные и постоянные;

– мнимые и реальные

Типы коммуникаций: 

– по масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую, среднего уровня, (внутриорганизационную) и локальную, внутригрупповую, межличностную, внутриличностную;

– зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяют на горизонтальные и вертикальные.

 Формы коммуникаций:

– дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, прессконференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др.

Система, предназначенная для управления процессами передачи информации между другими системами, называется коммуникационной системой. Существует несколько разновидностей коммуникационных систем: межличностная, организационная, общественная, массовая и интерактивная. Они различаются по степени сложности, количеству контактов, времени формирования обратной связи и способности участников коммуникации приспособиться к данному типу обратной связи.