2. Анализ деловой активности и рентабельности организации
Оценка
деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей
основной производственной деятельности
Оценка деловой
активности на качественном уровне может быть получена в результате сравнения
деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложения капитала
предприятий. Такими качественными' (т.е. неформализуемыми) критериями являются:
широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация
предприятия, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся
услугами предприятия, и др. Количественная оценка делается по двум
направлениям:
· степень
выполнения плана (установленного вышестоящей организацией или самостоятельно)
по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;
· уровень
эффективности использования ресурсов предприятия.
Для реализации
первого направления анализа целесообразно также учитывать сравнительную
динамику основных показателей. В частности, оптимально следующее их
соотношение:
Тпб
> Тр >Так >100%,
где Тпб>
Тр-, Так - соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного
капитала (Бд).
Эта
зависимость означает что: а) экономический потенциал предприятия возрастает; б)
по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации
возрастает более высокими темпами, т.е. ресурсы предприятия используются более
эффективно; в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует,
как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.
Однако
возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их
следует рассматривать как негативные, такими причинами являются: освоение новых
перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация
действующих производств и т.п.
Для реализации
второго направления могут быть рассчитаны различные показатели, характеризующие
эффективность использования, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Основные из них - выработка, фондоотдача, оборачиваемость
производственных запасов, продолжительность операционного цикла,
оборачиваемость авансированного капитала.
При анализе
оборачиваемости оборотных средств особое внимание должно уделяться
производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются
финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются,
быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли.
Оборачиваемость
оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их
оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе
оборачиваемости являются:
· для
производственных запасов - затраты на производство реализованной продукции;
· для
дебиторской задолженности - реализация продукции по безналичному расчету
(поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен по
данным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателем
выручки от реализации).
Обобщенной
характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах
является показатель продолжительности операционного цикла, т.е. того, сколько
дней в среднем проходит с момента вложения денежных средств в текущую
производственную деятельность до момента возврата их в виде выручки на
расчетный счет. Этот показатель в значительной степени зависит от характера
производственной деятельности; его снижение - одна из основных
внутрихозяйственных задач предприятия.
Показатели
эффективности использования отдельных видов ресурсов обобщаются в показателях
оборота собственного капитала и оборачиваемости основного капитала,
характеризующих соответственно отдачу вложенных в предприятие: а) средств
собственника; б) всех средств, включая привлеченные. Различие между этими
коэффициентами обусловлено степенью привлечения заемных средств для
финансирования производственной деятельности.
К обобщающим
показателям оценки эффективности использования ресурсов предприятия и
динамичности его развития относятся показатель ресурсоотдачи и коэффициент
устойчивости экономического роста.
Ресурсоотдача
(коэффициент оборачиваемости авансированного капитала). Характеризует объем
реализованной продукции, приходящейся на рубль средств, вложенных в
деятельность предприятия. Рост показателя в динамике рассматривается как
благоприятная тенденция.
Коэффициент
устойчивости экономического роста. Показывает, какими в среднем темпами
может развиваться предприятие в дальнейшем, не меняя уже сложившееся
соотношение между различными источниками финансирования, фондоотдачей,
рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п.
Анализ
рентабельности
Рентабельность
— это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса.
Показатели рентабельности характеризуют
эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений
деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более
полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования,
потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и
потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности
предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели
рентабельности можно объединить в несколько групп:
- показатели,
характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
- показатели,
характеризующие рентабельность продаж;
- показатели,
характеризующие доходность капитала и его частей.
Рентабельность
производственной деятельности (окупаемость издержек) R3 исчисляется путем
отношения прибыли от реализации (Прп), ил и чистой прибыл и от основной
деятельности (ЧП), ил и суммы чистого денежного потока (ЧДП), включающего
чистую прибыль и амортизацию отчетного периода, к сумме затрат по реализованной
продукции(3рп).

Она
показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с
каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, и может
рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам
продукции.
Рентабельность
продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции,
работ и услуг, или чистой прибыли, или чистого денежного потока на сумму
полученной выручки (В). Характеризует эффективность производственной и
коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот
показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по
предприятию и отдельным видам продукции.

Рентабельность
(доходность) капитала исчисляется отношением брутто-прибыл и или чистой
прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (КL) или
отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, перманентного,
основного, оборотного, операционного капитала и т.д.

В процессе
анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение
плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с
предприятиями - конкурентами.