1. Понятие маркетинга, цели, принципы и функции маркетинга.
Маркетинг — социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные
лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания
товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.
Маркетинг –
это наука о процессах, происходящих на рынке, о факторах, которые влияют на
рыночные процессы. Это система управления предприятием, для которой в основе принятия решения лежит
информация о рынке, а правильность этих решений проявляется в результатах
реализации продукции.
Маркетинг это
система планирования ассортимента и объема выпускаемых изделий, определение
цен, распределение продуктов между выбранными рынками и стимулирование их сбыта
с целью удовлетворения потребностей.
Исходной идеей,
лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
Нужда – чувство
ощущаемой человеком нехватки чего либо. Виды: физиологические, социальные,
личные. Нужду нельзя создать она уже существует.
Потребности –
нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и
личностью индивида.
Запросы (Спрос) – это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему
наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и
ресурсов.
Товар – это все,
что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью
привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Производители сначала должны отыскивать потребителей, выяснять их потребности,
а затем уже создавать товар, удовлетворяющие их потребности.
Сделка – это
коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Маркетинг слагается из
действий, предпринимаемых с целью добиться желаемой реакции потребителя в
отношении какого либо объекта, услуги или идеи.
Рынок – совокупность существующих и потенциальных
покупателей товара. Следовательно: Маркетинг –
это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.
Основные функции маркетинга:
1. Аналитическая: изучение рынка, изучение
потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение
внутренней среды предприятия.
2. Производственная: организация
производственных товаров, организация материально-технического снабжения, управление
качеством и конкурентоспособностью продукции.
3. Сбытовая: организация системы
товародвижения, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта
и системы продаж (реклама), товарная политика, организация сервиса, ценовая
политика.
4. Управления и контроля: организационные
принципы управления и контроля, планирование и информационное обеспечение
маркетинга, организация системы коммуникаций на предприятии, управление
рисками.
5. Инновационная:
выработка стратегии создания новой продукции.
Цели маркетинга:
1. максимизация потребления
2. максимизация ассортимента (выбора)
3. максимизация удовлетворенности потребителя
(уровень сервиса)
4. максимизация качества жизни
В маркетинге принято соблюдение следующих пяти
основных принципов:
1) производство и продажа товаров должны
соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям
компании;
2) полное удовлетворение потребностей покупателей
и соответствие современному техническому и художественному уровню;
3) присутствие на рынке на момент наиболее
эффективно возможной реализации продукции;
4) постоянное обновление выпускаемой или
реализуемой продукции;
5) единство стратегии и тактики
для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.